Как приобрести
благодать? Мы будем говорить здесь не о благодати как о присутствии
Божественной силы в церковных Таинствах, но о стяжании благодати
человеком в его повседневной жизни. Господь вдохнул в лицо Адама дух
жизни,
с самого момента своего сотворения Адам уже был причастником
Божественной благодати – этого дыхания Божества. Благодать – это та
Божественная сила, которая извечно изливается из существа Бога и
делает человека причастником Божественного света и новой тварью. Как
уже говорилось, благодать возвращается к человеку тем путем, каким
она ушла. Другими словами, человек должен бороться с тем грехом,
из-за которого он потерял благодать.
Первый
грех, поразивший нашего праотца и переходящий из поколения в
поколение со все более нарастающей силой,– это грех гордыни. Это та
неизменно высокая оценка, которую дает себе человек, по крайней
мере, в глубине своей души. Он может играть в смирение. Он может
смиреннословить, но если не смирит себя действительно, в чувстве
сердца, то так и останется гордецом, хотя и надевающим маску
смирения.
Вторым грехом Адама
было непослушание Богу, желание самому стать «как Бог»,
желание не свободы в Боге, а свободы от Бога. Поэтому, чтобы стяжать
благодать, человек должен научиться послушанию. Это послушание
прежде всего Церкви (а через Церковь – евангельским заповедям), а
затем послушание в миру: послушание дома, на работе – словом,
послушание всем.
Это осознание своего места в Церкви, в
обществе, в семье. Господь создал мир иерархичным, низшие в нем
подчиняются высшему. Ложная свобода – это рабство сатане. Источник
зла, демон, назван Евангелием лжецом и отцом лжи. Современное
человечество пропитано ложью, как губка водой. Мы видим везде игру и
обман, которые стали настолько привычными, что воспринимаются как
естественная норма жизни. Человек за лживыми словами скрывает свои
истинные мысли и вовсе не сообразует дела со сказанным, будь то
дружеское обещание или клятва. Слова стали для современного человека
сором, шелухой. Ложь мешает молитве. Лжец не может соединить ум с
сердцем. Один из древних мыслителей сказал: «Змея, чтобы
войти в свою нору, должна выпрямиться». Лживый ум постоянно делает
какие-то зигзаги. Сердце остается для него закрытым. А сердце есть
то место, где человек встречается, вступает в общение с Богом.
Мы говорили уже о
том, что диавол назван и человекоубийцей. Когда человек теряет Бога,
он теряет любовь. Он оказывается во власти страстей, в другом
человеке видит своего соперника и врага. Поэтому он сам
человекоубийца в своих помыслах и словах, которые выплескиваются из
него наружу, точно потоки лавы из вулкана.
Человеку был дан
выбор: хранить девство или вступать в брак, чтобы иметь потомство, а
он выдумал и избрал нечто третье: блуд вместо брака и брак без
потомства. Поэтому главные пути, которыми возвращается к нам
благодать, своего рода «двери» души,– это смирение, послушание,
правда, милосердие и целомудрие: смирение перед Богом, послушание
Церкви, правда как единство слов, мыслей и дел, милосердие по
отношению к людям, целомудрие в отношении своей собственной души.
Но как стяжать эти
добродетели, как изгнать страсти из своего сердца? Ответ один:
возвратиться к самому себе, возвратиться от этого мира, а затем идти
от себя к Богу. На этом пути ум должен избрать краткую молитву и как
бы заключить себя в ее немногих словах. Молитва имеет два действия:
она преграждает путь потоку впечатлений внешнего мира и обращает
душу к Богу.
Наш праотец должен
был хранить Эдем, как заботливый садовник – свой цветник, но
согрешил и был изгнан, подобно лукавому, то есть неверному, рабу. Мы
должны исполнять ту же заповедь: храни и возделывай
в отношении таинственного сада нашей души. Этот сад зарос колючками
и бурьяном. Ум, возвращаясь к сердцу, молитвой постепенно очищает
его. Это – главное духовное делание человека.
Духовные знания
открываются человеку настолько, насколько он покорил себя воле
Божией. Уже царь Соломон писал, что премудрость может обитать лишь в
целомудренном сердце.
Мирские знания сами по себе не делают человека мудрым. Они только
сообщают ему внешнюю образованность, наполняют его память
информацией, но вместе с тем оставляют спокойно жить в его душе
грехи и страсти. Мир утратил память о мудрости духовной. Он ищет
мудрость земную, человеческую, являющуюся всего-навсего подделкой,
суррогатом.
|