Десятая заповедь
Ветхого Завета гласит: Не желай дома ближнего твоего; не желай
жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни
вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего
твоего.
Она похожа на мост, перекинутый между Пятикнижием Моисея и
Евангелием. Если первые девять заповедей десятисловия имели в виду
главным образом общественную этику и были даны в форме запрещений,
похожих на сеть, набрасываемую охотником на дикого зверя – на человеческие
страсти (по сути, их цель и заключалась в ограничении и обуздании
греха), то десятая заповедь относит понятие нравственности к
внутренней, невидимой глазами жизни человека, к области его духа, к
источнику его желаний и помыслов, к самому центру человеческого
бытия, к его уму и сердцу.
Десятая заповедь
учит бороться с грехом в самом начале, в самом его зародыше, когда
греховный помысл, выплывая из глубины сердца, как спрут из глубин
моря, принимает форму образа или еще не высказанного слова. В ней
выражено главное аскетическое правило: стоять умом и вниманием у
своего сердца и уничтожать греховные помыслы, как садовник вырывает
в своем саду первые побеги сорняка, пока они еще не пустили глубоких
корней. Святые отцы говорили: Новый Завет в Ветхом скрывается, а
Ветхий в Новом открывается. В десятой заповеди сокрыта мораль и
нравственность Нового Завета, где главное – состояние человеческого
сердца, а дела, поступки лишь проявление и отражение внутренней,
сокровенной жизни человека. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что
сердце – это в действительности сам человек.
Основа всей
аскетики – очищение сердца для того, чтобы в нем воцарился Господь.
Десятая заповедь говорит о том, что человек не должен желать чужого,
не принадлежащего ему, но в высшем, сакральном значении она
запрещает желать всего, что чуждо человеческому духу,– страстно
желать вещественного, преходящего, обреченного на тление и смерть. С
этой заповедью смыкаются слова апостола Иоанна Богослова: Не
любите мира, ни того, что в мире.
Страсти – это болезненные наросты души, это извращенные и
деформированные чувства, это как бы ткань души, наполнившаяся гноем.
Не желать чужого – значит не отдавать свое сердце страстям, так как
страсти всегда желают чужого. Помыслы и страсти вращают наш ум, как
ветер или поток воды – мельничные жернова. Страсти подобны пологу,
скрывающему от нашей души свет Божества. Страсти и грех – враги
Бога, препятствующие Ему войти в человеческое сердце, как в Свою
обитель. Христос, словно нищий странник, стоит за дверями нашего
сердца, которые закрыты нами для Него.
Но как не желать,
если сердце желает, как бороться с помыслами, когда они подобны рою
пчел, которые с жужжанием кружатся и ползают в нашей голове, словно
в своем домике? Куда бежать от страстей, если они охватили нас, как
пламя – дом? Прежде всего – исповедать пред Господом свою немощь и
бессилие и внутренне взывать: «Спаси, помоги и помилуй, я не могу
победить грех, но Ты – Победитель сатаны и ада – можешь поразить и
победить грех в моем сердце». Святые отцы говорят о внутренней
борьбе, как о битве Моисея с амаликитянами: когда Моисей
крестообразно воздевал руки к небу, побеждали его воины, когда он
опускал руки, побеждали амаликитяне.
Когда душа взывает к Богу, то не она, а благодать побеждает грех;
когда она забывает о Боге, как бы опускает глаза вниз, то побеждают
страсти; поэтому святые отцы советуют во время искушения молиться
краткими молитвами, подобно тому как короткими и отрывистыми словами
зовем мы на помощь во время смертельной опасности.
Но святые отцы
открыли нам и другой способ духовной борьбы и очищения сердца –
стоять с именем Иисуса Христа над своим сердцем, как на утесе над
берегом бездонного моря, и отсекать помыслы при самом их приражении.
Первое появление помыслов святые отцы называли прилогом. Прилог
похож на плод древа познания добра и зла: его можно сорвать, но
можно удержать свою руку; здесь еще нет греха, а только выбор. Но
если мы помедлим, то наша страстная душа начнет испытывать
сочувствие к помыслу. В этом сочувствии есть два элемента:
наслаждение и интерес. Это – усвоение греха.
Затем происходит
сочетание с помыслом: душа как бы отдается ему, он уводит душу за
собой, как обманщик уводит ребенка. Сочетание переходит в страсть,
которая овладевает человеком, парализует его ум, зажигает в его
сердце адский огонь. Эта стадия называется пленением. Человек
становится пленником. Воля склонилась, покорилась страсти и
перетягивает за собой ум: человек начинает обдумывать, как ему
удовлетворить свою страсть. Затем грех воплощается в поступке: это
уже падение. Благодать отступает от человека, до искреннего покаяния
он пребывает под властью демона. Падение, повторяясь, переходит в
привычку, а привычка въедается в саму природу человека, как ржавчина
– в железо. И человек своими силами не в состоянии сопротивляться
греховной привычке, он постоянно оказывается изменником самому себе.
Но при помощи Церкви, ее Таинств, чистосердечной исповеди и молитв
он может быть спасен, как вытянутый из водоворота реки; однако
борьба эта очень трудная, здесь нужно особое послушание и смирение.
Человек вырывается
из лап диавола, но раны от когтей врага остаются в его сердце, и они
долго гноятся и не заживают. Однако тяжелее всего истинное покаяние
для тех, кто занимался прежде магией и оккультизмом. Какие страшные
и неожиданные искушения воздвигает против них сатана! Но Господь
говорит нам: мужайтесь: Я победил мир.
Потеря надежды – это духовная смерть. Чтобы исполнить десятую
заповедь, надо стараться стяжать непрестанную Иисусову молитву:
благодаря ей постепенно просветляются глубины сердца человека, хотя
для этого нужно много времени и усилий. Великие дары Божии требуют
великих трудов, иначе они легко теряются, поэтому те, кто хочет
исполнить десятую заповедь, должны всегда иметь Иисусову молитву
в устах своих. Постепенно имя
Иисуса Христа сойдет в глубину сердца, и тогда человек испытает
радость духовной чистоты – единственную истинную радость.
|